От 22.06.2014 года появилась административная ответственность за нарушение правил парковки транспортных средств, а от 26.10.2017 года была усилена ответственность за парковку, остановку, стоянку транспортных средств на местах, предназначенных для лиц с инвалидностью.

Административная ответственность за нарушение правил парковки транспортных средств предусмотрена ст. 152-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Так, согласно данной статье, за неуплату водителем транспортного средства стоимости услуг по пользованию площадками для платной парковки, оборудованными парковочными автоматами или автоматическими въездными и выездными терминалами придется оплатить штраф в размере от 136 грн. до 204 грн.

За парковку транспортных средств на местах, предназначенных для бесплатной парковки транспортных средств, лицами, которые не имеют соответствующих льгот предусмотрено наложение штрафа на водителя от 255 грн. до 306 грн.

Штраф от 340 грн. до 510 грн. установлено за нарушение должностными лицами субъектов хозяйствования, которые содержат площадки для парковки транспортных средств, определенных правил парковки транспортных средств требований относительно размещения и функционирования площадок для парковки.

Если же должностные лица субъектов хозяйствования, которые содержат площадки для платной парковки транспортных средств не оборудование площадки для платной парковки транспортных средств парковочными автоматами, автоматическими въездными и выездными терминалами или другими средствами контроля за оплатой услуг парковки, то им придется заплатить штраф от 510 грн. до 680 грн.

За повторное на протяжении года совершение вышеуказанных нарушений должностными лицами субъектов хозяйствования, которые содержат площадки для платной парковки транспортных средств, предусмотрено штраф от 2 040,00 грн. до 2 550,00 грн.

Если же водитель на своем транспортном средстве припаркуется на местах, предназначенных для бесплатной парковки транспортных средств, которыми управляют водителя с инвалидностью или водители, которые перевозят людей с инвалидностью, водителем, которые не имеют документов о наличии у него или у одного из пассажиров инвалидности (кроме явно выраженных признаков инвалидности) придется заплатить штраф от 1 020,00 грн. до 1 700,00 грн.

Необорудование на специально оборудованных или отведенных площадках для парковки транспортных средств, в том числе возле жилых домов (кроме индивидуальных жилых домов) и других зданий, на тротуарах (из числа мест для остановки и стоянки транспортных средств), мест, предназначенных для парковки транспортных средств, которыми управляют водители с инвалидностью или водители, которые перевозят людей с инвалидностью, или обустройства таких мест без соблюдения требований по их размещения влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц субъекте хозяйствования, которые содержат специально оборудованные или отведенные площадки для парковки транспортных средств в размере от 1 020,00 грн. до 1 700,00 грн.

Наложение штрафа за неуплату водителем транспортного средства стоимости услуг по пользованию площадками для платной парковки, оборудованными парковочными автоматами или автоматическими въездными и выездными терминалами не применяется в случаях, определенных частями шестой и седьмой статьи 30 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" относительно мест для бесплатной парковки, а также к лицам, которые в соответствии с законом освобождаются от уплаты стоимости услуг по пользованию площадками для платной парковки транспортных средств.

Так, согласно ч. 6 ст. 30 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» если владельцы специально оборудованных или отведенных площадок для парковки не обеспечили выделение и обустройство мест, предназначенных для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых водителями с инвалидностью или водители, которые перевозят людей с инвалидностью, такими местами на соответствующих площадках считаются места, на которых размещены транспортные средства, которыми управляют водители с инвалидностью или водители, которые перевозят людей с инвалидностью.

Согласно ч. 7 ст. 30 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» места для бесплатной парковки транспортных средств, предусмотренные частью ч. 6 ст. 30 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине», также выделяются на специально оборудованных или отведенных площадках, в том числе возле жилых домов (кроме индивидуальных жилых домов) и других зданий, их владельцами/совладельцами (управляющими) или арендаторами, на проездных частных автомобильных дорог и тротуарах (из числа мест для остановки и стоянки транспортных средств) - органами исполнительной власти и органами местного самоуправления (субъектами хозяйствования, если им в установленном порядке передано соответствующие части дорог и тротуаров для ведения хозяйственной деятельности) с обозначением таких мест соответствующими дорожными знаками или дорожной разметкой.

Однако, если так случилось, что Вами были нарушенные вышеуказанные нормы, то необходимо четко понимать дальнейшие действия полицейских или других уполномоченных органов.

Дела о нарушении неуплаты водителем транспортного средства стоимости услуг по пользованию площадками для платной парковки, оборудованными парковочными автоматами или автоматическими въездными и выездными терминалами; нарушение водителем парковки транспортных средств на местах, предназначенных для бесплатной парковки транспортных средств, лицами, которые не имеют соответствующих льгот; нарушения должностными лицами субъектов хозяйствования, которые содержат площадки для парковки транспортных средств, определенных правилами парковки транспортных средств требований по размещению и функционированию площадок для парковки; необустройство должностными лицами субъектов хозяйствования, которые содержат площадки для платной парковки транспортных средств площадок для платной парковки транспортных средств парковочными автоматами, автоматическими въездными и выездными терминалами или другими средствами контроля за оплатой услуг парковки и за повторное на протяжения года совершение нарушения должностных лиц субъектов ведения хозяйства, которые удерживают площадки для платной парковки транспортных средств рассматриваются административными комиссиями при исполнительных органах городских, сельских, поселковых советов.

Протокол о правонарушении по делам, которые уполномочены рассматривать административные комиссии при исполнительных органах городских, сельских, поселковых советов могут составлять должностные лица, уполномоченные на то исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов.

Представители общественных организаций или органов общественной самодеятельности - члены общественных организаций лиц с инвалидностью уполномоченные составлять протоколы о нарушении парковки транспортных средств на местах, предназначенных для бесплатной парковки транспортных средств, лицами, которые не имеют соответствующих льгот, нарушение должностными лицами субъектов хозяйствования, которые содержат площадки для парковки транспортных средств, определенных правилами парковки транспортных средств требований по размещению и функционированию площадка для парковки и необорудованные субъектами хозяйствования, которые содержат площадки для платной парковки транспортных средств площадок для платной парковки транспортных средств парковочными автоматами, автоматическими въездными и выездными терминалами или другими средствами контроля за оплатой услуг парковки.

Представители общественных организаций или органов общественной самодеятельности - члены общественных организаций лиц с инвалидностью имеют право составлять протоколы о нарушении парковки транспортного средства на местах, предназначенных для бесплатной парковки транспортных средств, которыми управляют водители с инвалидностью или водители, которые перевозят людей с инвалидностью, водителем, который не имеет документов о наличии у него или у одного из пассажиров инвалидности (кроме явно выраженных признаков инвалидности).

Согласно ч. 2 ст. 523 Закона Украины «О дорожном движении» Национальная полиция также осуществляет контроль за правомерностью эксплуатации транспортных средств на улично-дорожной сети, выполнением установленных Кабинетом Министров Украины правил парковки транспортных средств в части обеспечения безопасности дорожного движения на площадках для парковки, а в случаях и порядке, определенных законом, временно задерживает и доставляет транспортное средство, в том числе с использованием специальных транспортных средств (когда размещение задержанного транспортного средства существенно препятствует дорожному движению), на специальные площадки или стоянки для временного хранения и в соответствии с законом временно изымает удостоверение водителя.

Органы Национальной полиции уполномоченные рассматривать дела в частности о нарушении правил парковки транспортных средств, правонарушений, касающихся именно нарушение парковки транспортного средства на местах, предназначенных для бесплатной парковки транспортных средств, которыми управляет водитель с инвалидностью или водители, которые перевозят людей с инвалидностью, водителем, который не имеет документов о наличии у него или у одного из пассажиров инвалидности (кроме явно выраженных признаков инвалидности) и за нарушение должностными лицами субъекта хозяйствования, которые содержат специально оборудованные или отведенные площадки для парковки транспортных средств за не обустройства на специально оборудованных или отведенных площадках для парковки транспортных средств, в том числе возле жилых домов (кроме индивидуальных жилых домов) и других зданий, на тротуарах (из числа мест для остановки и стоянки транспортных средств), мест, предназначенных для парковки транспортных средств, управляемых водителями с инвалидностью или водители, которые перевозят людей с инвалидностью, или обустройства таких мест без соблюдения требований по их размещению.

От имени органов Национальной полиции рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе работники органов и подразделений Национальной полиции, имеющих специальные звания, в соответствии с возложенными на них полномочий.

Уполномоченными работниками подразделений Национальной полиции штраф может взиматься на месте совершения административного правонарушения независимо от размера исключительно с помощью безналичных платежных устройств.

Следует обратить внимание, что в случае выявления правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, рассмотрение которого отнесено к компетенции Национальной полиции Украины, полицейский выносит постановление по делу об административном правонарушении без составления соответствующего протокола.

 

Бывают случаи, что полицейские осуществляют временное задержание транспортных средств. Обычно это случается тогда, когда водитель автомобиля припарковался на инвалидном месте, не имея льгот инвалида.

В частности, при наличии оснований полагать, что водителем совершено нарушение, например, в части нарушения правил остановки, стоянки, которые создают препятствия дорожному движению или угрозу безопасности движения, нарушение правил остановки или стоянки на местах, обозначенных соответствующими дорожными знаками или дорожной разметкой, на которых разрешена остановка или стоянка только транспортных средств, которыми управляют водители с инвалидностью или водители, которые перевозят людей с инвалидностью и т.д., работник уполномоченного подразделения, обеспечивает безопасность дорожного движения, в то время задерживает транспортное средство путем блокировки или доставляет его для хранения на специальную площадку или стоянку разрешается только в случае, если размещение задержанного транспортного средства существенно препятствует дорожному движению или транспортное средство размещен на местах, предназначенных для остановки, стоянки, бесплатной парковки транспортных средств, которыми управляют водители с инвалидностью или водители, которые перевозят людей с инвалидностью, в том числе с помощью специального автомобиля - эвакуатора. О временном задержании делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении.

Временное задержание транспортного средства также возможно в следующих случаях:

1) управление водителем транспортным средством, имеющим неисправности системы тормозного или рулевого управления, тягово-сцепного устройства, внешних световых приборов (в темное время суток) или другие технические неисправности, с которыми в соответствии с установленными правилами эксплуатация его запрещается, или переоборудованного с нарушением соответствующих правил, норм и стандартов;

2) управление водителем транспортным средством, которое используется для оказания услуг по перевозке пассажиров, имеет неисправности, предусмотренных выше или техническое состояние и оборудование, которого не отвечают требованиям стандартов, правил дорожного движения и технической эксплуатации;

3) управление водителем транспортным средством, которое подлежит обязательному техническому контролю, но своевременно его не прошел;

4) повторное в течение года совершение любого из нарушений, предусмотренных выше;

5) управление водителем транспортным средством, не зарегистрированным либо не перерегистрированным в установленном порядке, его эксплуатация без номерного знака или с номерным знаком, который не принадлежит этому средству или не отвечает требованиям стандартов, или с номерным знаком, закрепленным в неустановленном для этого месте, закрытым другими предметами, в том числе с нанесением покрытия или применением материалов, препятствующих или затрудняющих его идентификацию, или загрязненным, что не позволяет четко определить символы номерного знака с расстояния двадцати метров, перевернутым или неосвещенным и повторность данного нарушения в течение года;

6) нарушения требований законодательства по установлению и использованию специальных световых или звуковых сигнальных устройств;

7) нарушение правил дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, груза, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений или другого имущества;

8) управление транспортным средством лицом, которое не имеет соответствующих документов на право управления таким транспортным средством или, не предъявило их для проверки, или в отношении, которого установлено временное ограничение в праве управления транспортными средствами;

9) управление транспортными средствами лицами в состоянии алкогольного, наркотического или другого опьянения или под воздействием лекарственных препаратов, которые снижают их внимание и скорость реакции, а также передача управления транспортным средством лицу, которое находиться в состоянии такого опьянения или под воздействием таких лекарственных препаратов, а также отказ лица, управляющего транспортным средством, от прохождения в соответствии с установленным порядком освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического или другого опьянения или относительно употребления лекарственных препаратов, которые снижают внимание и скорость реакции и повторность данного нарушения на протяжении и за двухразовое нарушение в течение года подверженности административному взысканию;

10) принятие водителем транспортного средства после дорожно-транспортного происшествия с его участием алкоголя, наркотиков, а также лекарственных препаратов, изготовленных на их основе (кроме входящих в официально утвержденный состав аптечки или назначенных медицинским работником), или после того, как транспортное средство было остановлено по требованию полицейского, до проведения уполномоченным лицом медицинского осмотра с целью установления состояния алкогольного, наркотического или другого опьянения или относительно употребления лекарственных препаратов, снижающих его внимание та скорость реакции, до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;

11) нарушение правил перевозки опасных грузов и правил проезда крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств по автомобильным дорогам, улицам и железнодорожным переездам;

12) незаконные перевозки иностранцев и лиц без гражданства по территории Украины.

После временного задержания транспортного средства работник соответствующего уполномоченного подразделения Национальной полиции обязан предоставить лицу возможность сообщить о временном задержании транспортного средства и его местонахождении другому лицу по собственному выбору и принять меры по возврату автомобиля к месту постоянной дислокации, а также запрещает эксплуатацию транспортного средства до устранения неисправностей, выявленных в процессе его осмотра, или к демонтажу специальных световых или звуковых сигнальных устройств.

В случае если размещение задержанного транспортного средства существенно не препятствует дорожному движению, кроме размещения транспортного средства на местах, предназначенных для остановки, стоянки, парковки транспортных средств, управляемых водителями с инвалидностью или водителями, которые перевозят людей с инвалидностью, такое транспортное средство не может быть доставлено для хранения на специальную площадку.

Транспортное средство может быть временно задержано на срок до решения дела об административном правонарушении, но не более трех дней с момента такого задержания.

После окончания трехдневного срока временного задержания транспортного средства лицо имеет право обратиться за получением временно задержанного транспортного средства. Такое обращение лица является обязательным для его выполнения независимо от стадии решения дела об административном правонарушении.

За подачу такого обращения и возврат лицу временно задержанного транспортного средства не может взиматься плата.

Для доставки транспортного средства на специальную площадку или стоянку полицейский вызывает эвакуатор через дежурного соответствующего территориального органа Национальной полиции.

После прибытия эвакуатора полицейский в присутствии двух свидетелей и представителя предприятия, учреждения или организации, которым принадлежит эвакуатор, составляет акт осмотра и временного задержания транспортного средства с указанием:

  • даты, времени, места нарушения и основания для временного задержания и доставки транспортного средства на специальную площадку или стоянку;
  • должности, места работы, фамилии, имени и отчества лица, принимающего решение о временном задержании и доставке транспортного средства на специальную площадку или стоянку;
  • типа, марки, государственного регистрационного номера, перечень визуальных недостатков и повреждений транспортного средства, временно задержанного и доставленного на специальную площадку или стоянку;
  • наименование, местонахождение и номер телефона предприятия, учреждения или организации, которые доставляют транспортное средство на специальную площадку или стоянку, государственного регистрационного номера эвакуатора;
  • адреса места хранения транспортного средства;
  • должности, фамилии, имени и отчества лиц, которые выполняют работы по доставке транспортного средства на специальную площадку или стоянку.

Указанный акт подписывают присутствующие при его составлении лица: лицо, принявшее решение о временном задержании транспортного средства, лицо, выполняющее работы по доставке такого средства на специальную площадку или стоянку, два свидетеля, а также водитель и страховой комиссар в случае их присутствия.

К акту осмотра и временного задержания транспортного средства по возможности прилагается фотография транспортного средства, подлежащего временному задержанию, и перечень вещей, которые находятся в нем.

В случае, если водитель, совершивший правонарушение, присутствовал при временном задержания транспортного средства и нарушения невозможно устранить на месте в максимально короткий срок, полицейский оформляет протокол об административном правонарушении. В протоколе делается соответствующая запись о временном задержании транспортного средства с указанием информации о составления акта осмотра и временного задержания транспортного средства, которое приобщается к протоколу, а в случаях, предусмотренных Кодексом Украины об административных правонарушениях, выносит постановление по делу об административном правонарушении без составления протокола.

Если правонарушение может быть устранено водителем в максимально короткий срок, полицейский не проводит временное задержание транспортного средства и оформляет протокол об административном правонарушении, а в случаях, предусмотренных Кодексом Украины об административных правонарушениях, выносит постановление по делу об административном правонарушении без составления протокола. При этом акт осмотра и временного задержания транспортного средства, если он уже составлен, приобщается к рапорту полицейского о факте появления водителя на месте правонарушения в момент выполнения работ по загрузке транспортного средства.

В случае если доставить транспортное средство на специальную площадку или стоянку невозможно, полицейский проводит его задержания путем блокирования с соблюдением, условий безопасности дорожного движения.

В случае отсутствия водителя, транспортное средство которого доставляется на специальную площадку или стоянку, или блокируется, полицейский оставляет на месте, где был автомобиль, или под его стеклоочистителями сообщение о временном задержании транспортного средства и необходимости прибытия такого водителя в территориальный орган Национальной полиции для оформления протокола об административном правонарушении или вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

Разблокировка транспортного средства осуществляется полицейским после составления протокола об административном правонарушении или вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

О месте хранения временно задержанного транспортного средства полицейский сообщает водителю при составлении протокола об административном правонарушении или вынесения постановления по делу об административном правонарушении, а в случае его отсутствия - в дежурную часть территориального органа Национальной полиции. О временном задержании транспортного средства должника полицейский письменно сообщает государственному исполнителю, частном исполнителю не позднее следующего рабочего дня со дня задержания с указанием места хранения транспортного средства.

Срок задержания транспортного средства исчисляется с момента вынесения постановления по делу об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении или акта осмотра и временного задержания транспортного средства, а срок хранения - с момента доставки транспортного средства на специальную площадку или стоянку.

Водитель, владелец (совладелец) временно задержанного транспортного средства, кроме транспортного средства должника, находящегося на специальной площадке или стоянке, имеет право доступа к нему в присутствии лица, ответственного за хранение такого транспортного средства.

Возвращение временно задержанного транспортного средства, который хранится на специальной площадке или стоянке, осуществляется по письменному обращению его водителя, владельца (совладельца) при условии оплаты им расходов, связанных с транспортировкой и хранением такого транспортного средства, и предъявления соответствующего постановления по делу об административном правонарушении или протокола об административном правонарушении в случае их составления.

Изъятие временно задержанного транспортного средства должника со специальной площадки или стоянки осуществляется государственным исполнителем, частным исполнителем на основании требования.

За транспортировку и хранение транспортного средства на специальной площадке или стоянке взимается плата в установленном совместным приказом МВД, Минфина и Минэкономики размере.

Расходы по транспортировке и хранению транспортного средства должника на специальной площадке или стоянке компенсируются органом государственной исполнительной службы, частным исполнителем после изъятия транспортного средства со специальной площадки или стоянки за счет средств исполнительного производства в порядке, установленном совместным приказом МВД и Минюста.

На специальной площадке и стоянке ведется в установленном МВД порядке учет приема и выдачи временно задержанных транспортных средств.

В случае, когда полицейский должен составить протокол об административном правонарушении, то в нем указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о лице, которое привлекается к административной ответственности (в случае ее обнаружения); место, время совершения и существо административного правонарушения; нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности; другие сведения, необходимые для разрешения дела. Если правонарушением причинен материальный ущерб, об этом также отмечается в протоколе.

Протокол подписывается лицом, которое его составило, и лицом, которое привлекается к административной ответственности; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.

В случае отказа лица, привлекаемого к административной ответственности, от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

При составлении протокола лицу, привлекаемому к административной ответственности, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 268 настоящего Кодекса, о чем делается отметка в протоколе.

Следовательно, водители, будьте внимательны и следите за всеми действиями полицейского, поскольку они могут злоупотреблять своими полномочиями или превысить их, но компетентно проконтролировать или обжаловать их действия сможет только адвокат.

  • Украина, Киев, ул. Паторжинского, 4, оф. 8
  • 073 163 43 09
  • 073 163 43 09
  • 073 163 43 09
  • 073 163 43 09
  • forcelexcompany@gmail.com
  • Идентификационный код юридического лица 41340202
  • Общество с ограниченной ответственностью «Юридическая компания «Форс Лекс»»
Обратная связь