Документальная плановая (выездная) проверка: алгоритм действий

 

Кто может проводить?

С начала 2017 года государственные налоговые инспекции не имеют полномочий проводить документальные плановые проверки, что следует из статьи 19-3 Налогового кодекса Украины. Контрольно-проверочные функции закреплены за контролирующими органами областного и центрального уровней. Вместе с тем, решение о проведении таких проверок может приниматься не только руководителем органа государственной фискальной службы, а также его заместителем или уполномоченным лицом.

Как указано в Письме Государственной фискальной службы Украины «Об организации проверок в 2017 году» от 17.01.2017 года № 1005/7/99-99-14-03-03-17, указанные выше органы издают приказы о проведении проверок, оформляют направления (удостоверения), составляют акты (справки) и налоговые уведомления-решения, требования (решения) по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, по их результатам.

Что проверяют?

В ходе документальной проверки проверяют:

1) своевременность, достоверность, полноту начисления и уплаты всех предусмотренных Налоговым кодексом Украины налогов и сборов;

2) соблюдение валютного и иного законодательства, контроль за соблюдением, которого возложен на контролирующие органы;

3) соблюдение работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

Документальные проверки проводятся на основании налоговых деклараций (расчетов), финансовой, статистической и другой отчетности, регистров налогового и бухгалтерского учета, ведение которых предусмотрено законом, первичных документов, используемых в бухгалтерском и налоговом учете и связанных с начислением и уплатой налогов и сборов, выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложено на контролирующие органы, а также полученных в установленном законодательством порядке контролирующим органом документов и налоговой информации, в том числе по результатам проверок других налогоплательщиков.

 

Кого могут проверить?

Следует обратить внимание, что документальная плановая проверка проводится согласно графику-плана проведения плановых документальных проверок. План-график документальных плановых проверок на текущий год публикуется на официальном сайте Государственной фискальной службы Украины, до 25 декабря года, предшествующего году, в котором будут проводиться такие проверки.

Документальной проверке подлежат налогоплательщики, имеющие риск неуплаты налогов и сборов или невыполнение другого законодательства, контроль за которым возложен на контролирующие органы, а периодичность проведения таких проверок зависит от степени риска в деятельности таких налогоплательщиков, делится на:

- высокий (проверяется не чаще одного раза в календарный год);

- средний (проверяется не чаще чем раз в два календарных года);

- незначительный (проверяется не чаще, чем раз в три календарных года).

 Плательщики налога на прибыль при расчете амортизации по прямолинейному методу в отношении основных средств четвертой группы и у которых сумма уплаченного в бюджет НДС составляет не менее 5% от задекларированного дохода за отчетный налоговый период, а также самозанятые лица, сумма уплаченных налогов которых составляет не менее 5 % от задекларированного дохода за отчетный налоговый период, включаются в план-график не чаще, чем раз в три календарных года, если такие налогоплательщики:

1) осуществляют свою хозяйственную деятельность по налоговому адресу;

2) не нарушают порядок представления налоговой декларации в контролирующие органы;

3) не нарушают порядок внесения изменений в налоговую отчетность;

4) своевременно подают сведения о суммах выплаченных доходов налогоплательщикам - физическим лицам;

5) своевременно платят налоговое обязательство.

 

Какие документы должностные (служебные) лица контролирующего органа обязаны предоставить?

Если же к налогоплательщику пришли с документальной выездной проверкой, необходимо не бояться попросить должностное (служебное) лицо контролирующего органа предъявить следующие документы:

1) направления на проведение такой проверки, в котором указываются дата выдачи, наименование контролирующего органа, реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки, наименование и реквизиты субъекта (фамилия, имя, отчество физического лица - налогоплательщика, который проверяется) или объекта, проверка которого проводится, цель, вид проверки, основания, дата начала и продолжительность проверки, должность и фамилия должностного (служебного) лица, которое будет проводить проверку;

2) копию приказа о проведении проверки, в котором указываются дата выдачи, наименование контролирующего органа, наименование и реквизиты субъекта (фамилия, имя, отчество физического лица - налогоплательщика, который проверяется) и при проведении проверки в другом месте - адрес объекта, проверка которого проводится, цель, вид проверки, основания для проведения проверки, дата начала и продолжительность проверки, период деятельности, который будет проверяться;

3) служебное удостоверения лиц, указанных в направлении на проведение проверки.

Направление на проверку и приказ о проведении проверки является действительным при наличии подписи руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа и скрепленные печатью контролирующего органа.

В случае предъявления налогоплательщику вышеуказанных документов или не вручения под расписку либо не направления заказным письмом с уведомлением о вручении копию приказа о проведении документальной плановой проверки и письменного уведомления с указанием даты начала проведения такой проверки не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения указанной проверки или предъявление указанных документов, оформленных с нарушением требований Налогового кодекса Украины, является основанием для недопущения должностных (служебных) лиц контролирующего органа к проведению документальной выездной проверки.

 

 Как действовать дальше?

В то время, когда должностным лицом будет предъявлено направления налогоплательщику, то налогоплательщик или его уполномоченные лица должны расписаться в направлении с указанием своей фамилии, имени, отчества, должности, даты и времени ознакомления. В случае отказа от такого подписания, должностные лица контролирующего органа составляют акт, удостоверяющий факт отказа, но это не значит, что проверка не будет проводиться, а наоборот, составление такого акта, является основанием для начала проведения такой проверки.

Вместе с тем, если налогоплательщик не допустит должностных (служебных) лиц контролирующего органа к проведению проверки, то ими безотлагательно будет составлен в двух экземплярах акт, удостоверяющий факт отказа, с указанием заявленных причин отказа, один экземпляр которого вручается под подпись, сразу после его составления налогоплательщику.

К акту, удостоверяющий факт отказа от проверки должностное (служебное) лицо налогоплательщика вправе предоставить письменные объяснения. Кроме того, если и этот акт налогоплательщик откажется подписывать, то должностными (служебными) лицами контролирующего органа составляется акт, удостоверяющий факт отказа в получении такого акта и/или предоставлении письменных объяснений к нему.

 

Сроки проведения проверки.

Согласно п. 82.1 ст. 82 Налогового кодекса Украины, продолжительность документальных плановых проверок не должна превышать:

- 30 рабочих дней для крупных налогоплательщиков;

- 10 рабочих дней для субъектов малого предпринимательства;

- 20 рабочих дней для других налогоплательщиков.

Срок проверки может быть продлен, но по решению руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа не более чем на:

- 15 рабочих дней для крупных налогоплательщиков;

- не более чем на 5 рабочих дней для субъектов малого предпринимательства;

- не более чем на 10 рабочих дней для других налогоплательщиков.

Проведение документальной выездной плановой проверки крупного налогоплательщика может быть остановлена ​​по решению руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, которая оформляется приказом, копия которого не позднее следующего рабочего дня вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю под расписку или направляется налогоплательщику в порядке, определенном Налоговым кодексом Украины для переписки, которая дальше будет восстановлена ​​в неиспользованный срок.

Остановка документальной выездной плановой проверки прерывает течение срока проведения проверки в случае вручения налогоплательщику или его уполномоченному представителю под расписку или направления налогоплательщику в порядке, определенном Налоговым кодексом Украины, копии приказа об остановке документальной выездной плановой проверки. Проверка может быть остановлена ​​не более чем на 30 рабочих дней, а в случае необходимости проведения экспертизы, получения информации от иностранных государственных органов о деятельности налогоплательщика, завершения рассмотрения судом исков по вопросам, связанным с предметом проверки, восстановления налогоплательщиком утраченных документов проверка может быть остановлена ​​на срок, необходимый для завершения таких процедур.

Если расчет суммы бюджетного возмещения был сделан с нарушением норм налогового законодательства, то проверка, будет проводится с целью определения достоверности начисления такого бюджетного возмещения и может быть остановлена ​​на общий срок, не превышающий 60 календарных дней.

 

Какие документы необходимо предоставлять для проверки?

Запрещается истребование документов от налогоплательщика, не предусмотренных Налоговым кодексом Украины.

В соответствии с п. 85.2. ст. 85 Налогового кодекса Украины, налогоплательщик обязан предоставить должностным (служебным) лицам контролирующих органов в полном объеме все документы, принадлежащие или связанные с предметом проверки. Такая обязанность возникает у налогоплательщика после начала проверки.

Документы, содержащие коммерческую тайну или являются конфиденциальными, передаются отдельно с указанием должностного (служебного) лица, которое их получило. Передача таких документов для их осмотра, изучения и их возвращения оформляются актом в произвольной форме, который подписывают должностное (служебное) лицо контролирующего органа и налогоплательщика.

Должностные лица контролирующего органа имеют право получать у налогоплательщиков надлежащим образом заверенные копии первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, свидетельствующих о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов, сборов, платежей, нарушение требований другого законодательства.

Кроме того, контролирующим органам запрещено изымать оригиналы первичных, финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, если иное не предусмотрено уголовным процессуальным законодательством Украины.

В случае отказа налогоплательщиком в предоставлении копии документов, то контролирующий орган составляет акт в произвольной форме, удостоверяющий факт отказа, с указанием должности, фамилии, имени, отчества налогоплательщика и перечня документов, которые ему предложено подать, который подписывается должностным (служебным) лицом контролирующего органа и налогоплательщиком, а в случае отказа от его подписания, в нем делается соответствующая запись. При получении должностными (служебными) лицами контролирующего органа копий документов, они составляют описание.

Также следует обратить внимание, если документы, подлежащие проверке, и были предварительно измяты правоохранительными и другими органами, подлежат предоставлению такими органами контролирующему органу или такие органы обеспечивают доступ контролирующего органа к проверке таких документов в течение 3-х рабочих дней со дня получения письменного запроса контролирующего органа.

 

Как оформляется окончания проверки?

Результаты проверок оформляются в форме:

1) акта, если были выявлены нарушения;

2) справки, если нарушения отсутствовали.

Акт (справка) подлежит подписанию налогоплательщиком или его законным представителем. Однако, если налогоплательщик будет не согласен с выводами акта (справки), то он обязан подписать такой акт (справку) проверки с замечаниями, которые он имеет право предоставить вместе с подписанным экземпляром акта (справки) или отдельно в порядке, который предусмотрен Налоговым кодексом Украины.

Акт (справка) документальной выездной проверки, составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами контролирующего органа, которые проводили проверку, и регистрируется в контролирующем органе в течение 5-ти рабочих дней со дня, следующего за днем ​​окончания установленного для проведения проверки срока (для плательщиков налогов, имеющих филиалы и/или находящихся на консолидированной уплате, - в течение 10 рабочих дней).

В случае отказа налогоплательщика или его законных представителей от подписания акта (справки) должностными лицами контролирующего органа составляется соответствующий акт, удостоверяющий факт такого отказа. Один экземпляр акта или справки о результатах выездной плановой документальной проверки в день его подписания или отказа от подписания вручается или направляется налогоплательщику, или его законному представителю. Отказ налогоплательщика или его законных представителей от подписания акта проверки или получения его экземпляра не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить определенные контролирующим органом по результатам проверки денежные обязательства.

В случае отказа налогоплательщика или его законных представителей от получения экземпляра акта или справки о результатах проверки или невозможности его вручения и подписания в связи с отсутствием налогоплательщика или его законных представителей по местонахождению такой акт или справка направляется налогоплательщику в порядке, предусмотренном для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений и составляется акт. Отказ налогоплательщика от подписания акта проверки или получения его экземпляра не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить определенные контролирующим органом по результатам проверки денежные обязательства.

В случае несогласия налогоплательщика или его представителей с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте (справке) проверки, они имеют право подать свои возражения и/или дополнительные документы в контролирующий орган, который проводил проверку налогоплательщика, в течение 5-ти рабочих дней со дня, следующего за днем ​​получения акта (справки). Такие возражения и/или дополнительные документы рассматриваются контролирующим органом в течение 7-ми рабочих дней, следующих за днем ​​их получения (днем завершения проверки, проведенной в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, которые не были исследованы во время проверки и указанные в замечаниях), и налогоплательщику направляется ответ в порядке, определенном для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений. Налогоплательщик вправе участвовать в рассмотрении возражений и/или дополнительных документов, о чем такой налогоплательщик отмечает в возражениях и/или письме о предоставлении дополнительных документов.

Налоговое уведомление-решение принимается руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа в течение 10-ти рабочих дней со дня, следующего за днем ​​вручения налогоплательщику акта проверки в порядке, предусмотренном для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений, а при наличии возражений должностных лиц налогоплательщика к акту проверки и/или дополнительных документов, принимается с учетом заключения о результатах рассмотрения возражений к акту проверки и/или дополнительных документов - в течение 3-х рабочих дней, следующих за днем ​​рассмотрения возражений и/или дополнительных документов и предоставления (направления) письменного ответа налогоплательщику.

 

  • Украина, Киев, ул. Паторжинского, 4, оф. 8
  • 073 163 43 09
  • 073 163 43 09
  • 073 163 43 09
  • 073 163 43 09
  • forcelexcompany@gmail.com
  • Идентификационный код юридического лица 41340202
  • Общество с ограниченной ответственностью «Юридическая компания «Форс Лекс»»
Обратная связь