Разработан законопроект для защиты права собственности Украинского народа на земли сельскохозяйственного назначения

Внесен на рассмотрение Верховной Рады Украины Проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования порядка продажи права аренды на земельные участки сельскохозяйственного назначения» от 25.05.2017 года № 6513 (далее - законопроект).

29.05.2017 года данный законопроект был предоставлен для ознакомления.

Как отмечает инициатор законопроекта, то главная цель данного законопроекта является введение полного запрета на продажу земель сельскохозяйственного назначения, которым, соответственно, предусмотрен ряд изменений в Земельный кодекс Украины, Гражданский кодекс Украины, Законы Украины "Об аренде земли", "О фермерском хозяйстве", "Об ипотеке". Считаю, что этот законопроект содержит как отрицательные так и положительные изменения.

Например, на сегодня минимальный срок аренды земли сельскохозяйственного назначения составляет 7 лет, однако по нормам законопроекта такой срок увеличивается и будет составлять уже не менее 14 лет в случае вступления в силу. Кроме того, если будут засеваться многолетние насаждения сельскохозяйственного назначения, то срок не имеет четких минимальных ограничений и будет связан с моментом ожидаемого периода полезного использования соответствующего многолетнего насаждения, но в пределах 50-летнего максимального срока действия договора аренды земли.

Считаю, что для арендодателей повышение данного минимального срока аренды будет не в их пользу, поскольку, в случае появления на рынке другого арендатора с более выгодными условиями договора аренды, арендодателю будет нелегко разорвать договор в одностороннем порядке. Таким образом, желательно, чтобы условия договора аренды земли сельскохозяйственного назначения предусматривали случаи повышения арендной платы, в чем больше всего заинтересованы арендодатели, поскольку, арендодателями обычно выступают жители села и получения средств от аренды есть их преимущественным интересом.

Неоднократно между арендатором и арендодателем возникали судебные споры, которые не урегулированы на законодательном уровне по сбору урожая арендатором по истечении срока аренды земли, поскольку бывают случаи, что договор заканчивает свое действие, например, в середине лета, однако урожай может быть собран арендатором вплоть до конца зимы следующего года. Однако, законопроект предусматривает, что в случае окончания срока договора аренды земельного участка к сбору арендатором урожая культур, которые выращивались ним на таком участке, арендатор имеет право на сбор соответствующего урожая, а арендодатель обязан не чинить препятствий в сборе такого урожая арендатором. Возникает ситуация, что арендатор будет пользоваться землей не на основании договора, а арендодатель свою землю не сможет вернуть пока не будет собран урожай. Рекомендую договор аренды заключать таким образом, чтобы срок его действия совпадал со сбором урожая, чтобы в дальнейшем избежать проблем.

Действующим законодательством Украины предусмотрено, что риск случайной гибели или повреждения объекта аренды несет арендодатель, если иное не предусмотрено договором аренды земли (ст. 11 Закона Украины «Об аренде земли»). Однако, законопроектом предусмотрено, что риск такого случайного уничтожения или повреждения объекта аренды будет нести арендатор. Считаю, что это положительная норма, поскольку пользоваться земельным участком будет именно арендатор, а не арендодатель.

Законопроектом предусмотрено положительную норму для арендодателей о дополнении условий прекращения договора аренды земли случаем, когда договор прекращается в случае невыполнения условий договора аренды земли по размерам выплаты арендной платы с учетом ее индексации и нарушение сроков выплаты арендной платы. На сегодня такие основания прекращения не предусмотрено статьей 31 Закона Украины "Об аренде земли". Данные изменения учитывают интересы арендодателей по изменению арендной платы с учетом индексации и помогут избежать арендаторам безосновательно не поднимать арендную плату с учетом индексации.

Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Закон Украины «Об ипотеке». В частности, предусмотрено дополнение ст. 5 Закона Украины «Об ипотеке» о том, что не может быть предметом ипотеки земельный участок сельскохозяйственного назначения, также является позитивным для арендодателей.

Статью 22 Земельного кодекса Украины законопроект предусматривает дополнить частями шесть и семь, которой предусмотреть, что не могут продаваться или иным способом отчуждаться (кроме отдельных случаев) земельные участки сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, земельные участки, которые были сформированы в результате выделения в натуре (на местности) земельных долей (паев) или в результате их раздела и объединения, и земельные доли (паи).

Частными случаями отчуждения земельных участков и земельных долей (паев) предусмотрено законопроектом в случае:

а) бесплатной приватизации земельных участков гражданами;

б) наследования по закону или завещанию, а также перехода земельного участка в собственность государства или территориальной общины в порядке признания наследства выморочным;

в) мены земельного участка на другой земельный участок;

г) выкупа памятников культурного наследия в собственность государства;

д) отчуждение земельного участка для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости;

д) отчуждение земельного участка иностранными лицами и лицами без гражданства;

е) реквизиции или конфискации земельного участка.

е) добровольного отказа собственника от права на земельный участок.

Кроме того, законопроектом предусмотрено исключить из раздела Х «Переходные положения» Земельного кодекса Украины условия о порядке снятия моратория на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения, который ожидает своей отмены 1 января 2018 года.

Законопроект также предусматривает ряд других положительных и отрицательных изменений как для арендатора, так и для арендодателя.

Вместе с тем, инициаторы законопроекта убеждены, что его принятие будет иметь положительные социально-экономические последствия, в частности будет увеличено инвестиционные возможности аграрного сектора через развитие ипотечного кредитования под залог права аренды земель сельскохозяйственного назначения, достигнуто рациональное перераспределение земель сельскохозяйственного назначения, повышена эффективность использования природно-ресурсного потенциала земель сельскохозяйственного назначения, введено невозможность скупки сельскохозяйственных  земель и тому подобное.

  • Украина, Киев, ул. Паторжинского, 4, оф. 8
  • 073 163 43 09
  • 073 163 43 09
  • 073 163 43 09
  • 073 163 43 09
  • forcelexcompany@gmail.com
  • Идентификационный код юридического лица 41340202
  • Общество с ограниченной ответственностью «Юридическая компания «Форс Лекс»»
Обратная связь